Как скачать картинку и остаться на свободе?

вне закона.001

Итак, нам нужна картинка: для презентации, для блога, для видеоролика, для чего угодно! Сценарий наших действий прост: заходим в гугл или яндекс, вводим ключевое слово, качаем, вставляем.

Вроде бы ничего страшного, мы все это делали бесконечное количество раз и нам за это ничего не было, но всегда нужно помнить о такой штуке, которая называется «а что, если...» А что, если за очередную фотографию, картинку или иллюстрацию к нам придут, позвонят, постучат и пригласят, м?

Я лично сталкивался с чужими авторскими правами дважды: один раз напоролся сам, а в другой раз наблюдал, как прямо посреди конференции в эту ситуацию попал представитель одной очень серьёзной компании.

Кроме блога www.prostopreza.ru у меня есть ещё личный блог, куда я пишу редко и о чём-то своём. Так вот в одном из постов я использовал несколько фотографий, которые сделал сам во время поездки на Шри-Ланку, и несколько картинок по теме, скачанных из Интернет.

Каково же было моё удивление, когда на следующий день после публикации поста я увидел у себя в почте длиннющее письмо, написанное сложным юридическим языком, суть которого сводилась к следующему: быстро убрал наши картинки из блога, а то блог сожжём, а тебя затаскаем по судам. Удивился я сильно, потому что у меня там были фотки каких-то муравьёв, сёрфера на доске и кадр из мультика «Мадагаскар», то есть фотографии, которые тысячами валяются по всему Интернет-пространству. Конечно, я всё тут же из поста убрал.

Другой эпизод с авторскими правами я наблюдал на профильной конференции PR-специалистов, где представитель одного крупного банка в конце своего выступления показал видео-ролик собственного производства, где сотрудник банка в костюме супермена носится по офису и «мотивирует» коллег. Саундтреком к этому ролику была выбрана очень популярная на тот момент песня.

Ролик закончился, все похлопали, настало время вопросов. И тут встаёт модно одетый дядька и спокойно так говорит: «Мы не будем делать из этого скандал, но наша компания является представителем правообладателя на эту мелодию на территории России. Пожалуйста, сделайте так, чтобы у этого ролика была другая мелодия, ну или купите права на её коммерческое использование». В зале повисла мёртвая тишина, вопросов к спикеру больше не было.

Дело в том, что организаторы конференции, чтобы добавить интересности мероприятию, пригласили не только пиарщиков, но ещё и рекламщиков, и представителей индустрии развлечений, чтобы те, так сказать, нашли точки соприкосновения. Ну что ж, они их нашли, интересность была на высоте! 

Вы понимаете, незнание закона не избавляет от ответственности за его нарушение. Мы с вами можем иметь какую угодно точку зрения на авторское право, мы можем ходить по улице с плакатами о том, что это атавизм и пережиток аналогового мира 60-х и сейчас, в век цифрового контента, это всё неактуально, но, когда в дверь позвонят, плакаты нам не помогут.

Предупреждён значит вооружён, а поэтому давайте разбираться. В ответ на цифровую вседозволенность и свободный обмен цифровым контентом появилась такая штука, которая называется Creative Commons, что на русский язык можно перевести как «Творческий общак».

Принцип Creative Commons состоит в том, что я как автор уникального контента могу поставить на нем определённую «метку», которая сообщит любому, кто будет этот контент качать, что я разрешаю ему с этим контентом делать, а что — не разрешаю. В основе Creative Commons лежит идея, что мы всегда указываем автора контента.

Всего в Creative Commons есть шесть типов лицензий, каждая из которых обозначена специальными пиктограммами и аббревиатурами, по которым мы можем определить, что автор нужной нам картинки разрешил с ней делать, а что нет.

88x31

«Attribution»/«Атрибуция» CC BY

Этот уровень означает, что вы можете делать с этим контентом все что угодно, просто укажите автора и всё.

88x31-1 

«Attribution-ShareAlike»/«Атрибуция — На тех же условиях» CC BY-SA

Этот уровень предполагает, что вы не только укажете автора этого контента, но и свой контент, который вы создали с использованием этого, тоже разрешите использовать всему интернету на таких же условиях.

88x31-2

«Attribution-NoDerivs»/«Атрибуция — Без производных произведений» CC BY-ND

Этот уровень позволяет вам пользоваться произведением, но изменять его уже нельзя. Например, поверх такой фотографии нельзя добавить свой текст, также как нельзя переделать её из черно-белой в цветную или наоборот.

88x31-3

«Attribution-NonCommercial»/«Атрибуция — Некоммерческое использование» CC BY-NC

«Делайте с моим контентом, что пожелаете, но только не используйте его в коммерческих целях»

88x31-4

«Attribution-NonCommercial-ShareAlike»/«Атрибуция — Некоммерческое использование — На тех же условиях» CC BY-NC-SA

Автора указать; резать, пилить, перекрашивать можно; деньги на ней зарабатывать нельзя; на свою, производную от этой, картинку лепим такую же лицензию: CC BY-NC-SA.

88x31-5

«Attribution-NonCommercial-NoDerivs»/«Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений» CC BY-NC-ND

Эта лицензия, как стриптиз: смотреть можно, трогать нельзя. Скачали, автора указали, опубликовали и цыц! Зарабатывать на такой картинке нельзя, изменять ее нельзя, дышать на неё тоже не рекомендуется. Автора указали? Проверьте ещё раз, автора надо указать обязательно!

На самом деле, искать картинки, не нарушая при этом авторские права, очень просто.

Например, если вы ищете картинки в Google, то там есть «Инструменты поиска», а ниже «Права на использование», где вы можете выбрать один из вариантов:

2014.04.22-21.30.28
Есть два сервиса, которые позволяют целенаправленно искать картинки, авторы которых указали лицензию Creative Commons.

2014.04.22-21.39.072014.04.22-21.39.52

На практике фотографии с открытой лицензией Creative Commons подходят не всегда, поэтому, к счастью, есть ещё стоковая фотография. Это когда вы покупаете фотографию за небольшие деньги, а потом делаете с ней всё что хотите, как, например, поступил я, когда добавил свой текст поверх фотографии «бизнесмена в тюрьме». 

Основной ресурс для покупки фотографий, которым пользуюсь я, это shopdiz.biz. Регистрация там по инвайта. Если вам будет нужен такой инвайт, напишите мне, и я пришлю вам его в ответ. Мой е-мейл есть внизу этой страницы.

4787412161_6e208f425c_b

Photo Credit: Www.CourtneyCarmody.com/ via Compfightcc