Не надо булькать!

из под воды.001

Когда вы в чем-то хорошо разбираетесь, вы знаете свою тему очень глубоко. И это хорошо, я бы даже сказал - это круто! Вы потратили огромное количество времени, собственных усилий, а возможно и денег на то, чтобы оказаться на том уровне понимания предмета, на котором вы находитесь.

И тут ведь не только объем прочитанных книг, статей, отсмотренных видео и всего прочего. Это же прежде всего практический опыт, который «не пропьешь, не купишь», его можно только прожить самому, пройти через все и испытать на собственной шкуре.

Кто такой профессионал? Это человек, который совершил все мыслимые ошибки в своей профессии. Тут мне вспоминается учитель труда в школе, который очень любил работать по дереву при помощи ленточной пилы, и у него не хватало на каждой руке по паре пальцев.

Ведь сколько бы умных статей типа «Как забить гвоздь и не попасть по пальцу» вы ни прочитали, пока однажды по пальцу себе не врежете, внимательнее к гвоздям относиться не станете. Более того, если тема вам действительно интересна, то с течением времени вы будете обрастать все более глубокими знаниями и опытом, пока в один прекрасный день не окажется, что люди перестали вас понимать!

из под воды.002

Почему так происходит?

Проблема в том, что ваша аудитория «плавает на поверхности», и когда вы начинаете что-то презентовать с глубины своих знаний, то все что слышат люди - это «бульк-бульк-бульк»…

из под воды.006

Есть такие очень распространенные грабли, которые называются «ну, это все знают». Каждый из нас почему-то считает, что известно мне - это общеизвестная информация! И поэтому, когда мы начинаем объяснять что-то, в чем хорошо разбираемся, другому человеку или даже целой аудитории, то часто просто не отдаем себе отчета в том, как мы «глубоко», а они «высоко». В итоге после презентации спикер уходит с ощущением, что выступал перед дураками, а аудитория - что их «грузил» какой-то жуткий ботаник.

из под воды.004

Вы когда-нибудь слышали, что хорошая история презентация - это путешествие?

Конечно, во время вашей презентации не все люди в зале будут настолько «плавать на поверхности», что вам придется объяснять, что такое 2+2, хотя и такое возможно. Скорее всего, аудитория уже будет в какой-то степени погружена в вашу тему, но с абсолютной точностью определить сразу, кто на какой глубине находится, у вас едва ли получится.

из под воды.010
Для начала всплывите на поверхность к своей аудитории и расскажите как там под водой классно. А потом опускайтесь глубже и глубже, собирая по дороге тех, кто уже «в теме», пока не опуститесь на такую глубину понимания сути вопроса, которая необходима для данной конкретной презентации.

Я может быть тут немного перегнул палку с метафорами, со всей этой глубиной и предложением всплывать и нырять, но если объяснять человеческим языком, то я хотел сказать вот что:

Прежде чем перейти к сути вопроса, дайте сначала общую картину. Приведите несколько фактов, описывающих контекст, в котором происходит то, о чем собственно ваша презентация. Пускай это будет такой «вид с высоты птичьего полета» (блин, опять метафора). И неважно, что в зале кто-то поморщит нос и подумает (а может и скажет): «это мы и так знаем, давай дальше», но для тех, кто не настолько глубоко в теме, это может бытьединственным шансом, чтобы присоединиться к вам в этом путешествии-презентации, и проследить за мыслью дальше.

из под воды.012

После этого, дайте приближенную картинку, то есть какую-то более специфичную, имеющую прямое отношение к вопросу информацию. И вот тут те, кто еще буквально слайд назад морщили носы, начинают проявлять интерес. Та общая информация для них была известна, а эта новая специфичная еще нет. И только теперь, когда и вы, и ваша аудитория находитесь в одном контексте понимания или другими словами «на одной глубине» - можете переходить к сути.

из под воды.013

На самом деле, эта вводная часть с погружением, не обязательно должна быть на 40 минут, она может уложиться и в 2-3 слайда, но то, что она должна быть обязательно - это факт.

Ой ли?

Дело в том, что если вы делаете презентацию, то это значит, что у вас есть что-то сказать вашей аудитории такого, что она еще не знает. Обратная ситуация бывает только в школе или университете, когда ученик выходит к доске и рассказывает материал не для того, чтобы обогатить учителя знаниями, а чтобы подтвердить, что он сам этими знаниями обогащен и может спокойно сесть на место.

09587d5f-d76d-4c66-960a-8a0ce99d6941

В бизнесе презентация это всегда путешествие на глубину, и вы всегда находитесь чуть глубже, чем ваша аудитория. Именно поэтому, прежде чем переходить к сути вопроса, поднимитесь на поверхность, соберите своих туристов (раздайте им акваланги, если нужно) и только после этого отправляйтесь на глубину. Возможно, не все согласятся нырнуть вслед за вами, но те кто решится - будут благодарными слушателями. Там внизу, не старайтесь с первого раза показать им всю красоту подводного мира. Для первого раза будет достаточно организовать им маленькое, но запоминающееся подводное приключение. Если вы сделаете все правильно, они сами вас попросят рассказать больше.

Обязательно, проводите вашу аудиторию на поверхность. Это называется подвести итоги или вернуться к тому, с чего начал. Это позволит понять и запомнить самое главное из того, что вы рассказали, а ваша аудитория будет вам благодарна за это увлекательное путешествие.

из под воды.014

В следующий раз, когда будете презентовать, вспомните про «бульк-бульк-буль» и всплывите на поверхность, чтобы пригласить ваших слушателей «нырнуть» вслед за вами.

P.S.из под воды.017из под воды.018