Увлекательная история ещё не значит достойная идея

Директор европейского офиса TED Бруно Джиссани на конференции TEDGlobalGeneva в 2015 году поделился своим опытом о том, как надо и как не надо готовить спикеров. Этот материал будет полезен как тем, кто готовится сам, так и тем, кто профессионально готовит спикеров к выступлению.

Это не дословный перевод доклада Бруно Джиссани, а восемь его ключевых идей и мои комментарии к ним.


Интересная история не равно достойная идея

Мода на сторителлинг в последние годы заставляет спикеров самого разного калибра добавлять в свои выступления увлекательные истории из личной жизни. В этом нет ничего плохого, если эта история оправдана и усиливает и дополняет ключевые факты и тезисы доклада. Проблема в том, что в погоне за вниманием и интересом аудитории выступление спикера может превратиться в набор интересных, увлекательных милых баек, за которыми не стоит ничего, кроме как желание оказаться на сцене.

Не делайте так. Девиз TED: «Идеи достойные распространения», и Бруно призывает акцентировать своё внимание именно на втором слове — «достойные», то есть идеи, стоящие того, чтобы ими поделиться.



Достойная идея — это ответственность не только спикера

То что человек достиг какого-то статуса, является значимой персоной и ей есть чем поделиться — этого не достаточно, чтобы выпускать её на сцену. Нужен куратор, который поможет сформулировать ключевое послание, выделить главную идею выступления, поможет выстроить логику, подобрать правильные аргументы, поможет со вступлением, чтобы зрителям было интересно слушать с первой минуты.



Куратор должен иметь здоровый скепсис относительно всего, что говорит спикер

И убедиться, что факты, которые приводит спикер — действительно факты, а не притянутая за уши статистика. В качестве примера, Джиссани приводит выступление с берлинского TEDx, где спикер сравнивает развитие авиаиндустрии и фармакологии, мол, за последние 100 лет самолёты стали летать в десятки раз быстрее первых образцов, а лекарства до сих пор выпускаются в таблетках, как и век назад.

Вроде всё логично. Вроде всё так и есть. Самолёты действительно быстрее, лекарства действительно в таблетках. В чём подвох? А именно вот в этом «вроде». Ведь точно также можно сказать что 100 лет назад у самолётов был фюзеляж, крылья и хвост, и сегодня, пускай они и летают быстрее, но по сути ничего не изменилось — даже у самолётов, которые летают в космос всё те же фюзеляж, крылья и хвост. А вот лекарства мало того, что стали более сложными по своему составу, так они теперь могут точечно доставляться в организм нано-роботами.

Проблема таких необоснованных сравнений в том, что они «удешевляют» выступление, превращают его из значимого научного доклада в развлекаловку. Ведь ключевая мысль того берлинского выступления состояла в том, что лишь 3% выпускаемых на планете лекарств лечат причины, остальные 97% — симптомы, и самолёты тут ни при чём.

«Аудитория дарит спикеру своё время и внимание, а время и внимание, а это что-то такое, что нельзя вернуть человеку обратно. Поэтому спикеры и их кураторы должны сделать всё возможное, чтобы те выступления, которые прозвучат со сцены TEDx были достойны времени и внимания аудитории».



Сначала рассказ, потом слайды

Особенно это касается опытных спикеров. Как они делают: у них есть их «рабочая» презентация на 150 слайдов, они её просматривают, выбирают из неё какое-то количество слайдов и собирают их в презентацию для своего выступления на TEDx. А потом они начинают думать, чтобы такого сказать, чтобы соединить между собой эти слайды в единое повествование. Не позволяйте им так поступать! Сначала рассказ, и только потом мы решаем как его проиллюстрировать.



Не критикуйте — предлагайте!

Недостаточно только указать спикеру, что у него не так с выступлением или презентацией. Высказывайте своё мнение спикерам. Делитесь с ними своими соображениями. Может быть, они и не примут ваши советы, но ваши рекомендации могут вдохновить их найти свой собственный способ сделать своё выступление лучше.



Удаляйте из выступлений нерелевантную информацию

Неуместные шутки, фотографии своей бабушки или своих детей и т.п. если только они не имеют прямого отношения к теме выступления должны быть удалены. Нередко спикеры используют шутки только с одной целью — расположить к себе зал. Я уже писал, что юмор, это очень тонкий лёд, и требует большого мастерства. Лучший способ по-настоящему расположить к себе аудиторию, вдохновить и замотивировать её — это дать им новую релевантную, возможно даже уникальную информацию сдобренную эмоциями, а не только давить на эмоции во что бы то ни стало.



Аутентичность не равно импровизация

Аутентичность — это результат скрупулёзной подготовки к выступлению, где вы будете в наилучшей форме, когда настанет час выйти к аудитории. Совет начинающему спикеру «просто будь собой!» — плохой совет. Потому что воспринимается залом как импровизация, в 99% случаев это просто очень тщательная подготовка. И как раз, чтобы чувствовать себя на сцене свободно, то есть быть собой, нужно готовиться, готовиться и ещё раз готовиться.



Не бойтесь отменять выступления не подготовленных спикеров

Это очень болезненно, но это правда очень важно. Как со-организатору TEDxSadovoeRing мне несколько раз приходилось это делать, и, должен признаться, это не самый приятный опыт. Но дело в том, что если бы мы тогда этого не сделали, проиграли бы все: и зрители, которые бы получили скучное выступление, и организаторы, и конечно же сам спикер, который превратил бы свой звёздный час в час позора.

_

Многие выступления TED набирают миллионы просмотров, а это выступление, которое я здесь разобрал посмотрело всего 360 человек (по состоянию на 18 февраля 2018 года), что в очередной раз доказывает, что нечто ценное не всегда самое популярное, и наоборот, если миллионы кричат про что-то «это круто!» это не значит, что это действительно так. Готовьтесь к своим выступлениям как следует, слушайте выступления других со здоровой долей скепсиса, и да поможет нам всем Здравый Смысл! )