Почему человек умеет стоять? Почему сахар сладкий? Почему кошки умываются? Почему слоны большие? Сможете ли вы дать простой и понятный ответ на этот вопрос? Владимир Антонец не будет отвечать на эти вопросы. Он коснется куда более интересной темы: тому разрыву, который существует между научным сообществом и потребителями.
Профессор, доктор физико-математических наук, кандидат биологических наук, создатель первого в России инкубатора наукоемких технологий, ведущий авторского курса на кафедре РОСНАНО в МФТИ, ведущий научный сотрудник Института прикладной физики РАН. В своем выступлении на TEDxSadovoeRing автор бестселлера «Простые вопросы» поделится двумя взглядами на проблему, со стороны науки и со стороны обывателя.
Кроме самого видео этого выступления, вы найдете советы Владимира, как готовиться к выступлению на TEDx!
Как бы вы объяснили нашим будущим спикерам, в чем было ключевое отличие вашего выступления на TEDxSadovoeRing от ваших предыдущих выступлений?
Мой опыт публичных выступлений включает:
1. Научные доклады (10 – 15 – 60 минут) . Цель - проинформировать аудиторию о состоянии проблемы и полученных научных результатах.
2. Выступление на ученом совете, круглом столе и т.п. (3-5 минут). Цель – высказать свое (экспертное) мнение по обсуждаемой проблеме.
3. Служебные отчеты. Цель – проинформировать работодателя (заказчика) о ходе и результатах работ (не обязательно научных), отчитаться о расходах, получить поддержку и одобрение плана последующих действий.
4. Лекции для студентов и аспирантов (90 минут). Цель - дать необходимые знания по курсу и мотивировать/вдохновить на его изучение.
5. Телевизионные уроки для школьников (45 минут). Цель - дать необходимые знания по курсу и мотивировать/вдохновить на его изучение.
6. Научно-популярные лекций для детей и взрослых (45 минут). Цель – удивить, объяснить, мотивировать дальнейшее любопытство.
7. Короткие (3-7 минут) материалы для невидимой ТВ-аудитории в составе какой-либо развлекательно-познавательной программы. Цель - удивить, объяснить, дать повод для разговора с друзьями и знакомыми в течение дня.
8. Тост на празднике (1 минута). Цель – продемонстрировать общность с собравшимися, отдать должное виновнику торжества.
Речь TED отличается от всего этого целью и форматом.
Начнем с цели. Это, конечно, информирование слушателей о какой-то важной проблеме или идее и вдохновляющее предложение принять участие в решении проблемы или распространении идеи. Это скорее уже общественно-политическая речь.
Наиболее близким по формату (аудитория, настроение, продолжительность,) я бы назвал научный доклад. Аудитория – образованные и неравнодушные люди, иначе не пришли бы. Настроение – склонность к активным действиям. Продолжительность – приблизительно как на научной конференции.
Не важно о чем Вы будете говорить, но, чтобы достичь цели, как и в научном докладе Вы обязательно должны внятно поставить объективную проблему. Здесь не место Вашему мнению, а только объективности и полноте фактов. Этим Вы подготавливаете аудиторию к восприятию Вашего мнения и Ваших предложений и обосновываете свое право их высказать. Вас ведь всего 12-15 минут как увидели впервые! Факты всегда можно подготовить и изложить так, чтобы несколько раз перемежались веселье и грусть. Но итог изложения должен быть несколько негативным, чтобы напрячь слушателей перед восприятием Ваших выводов. Ваше мнение и предложения, также как и факты, должны быть выражены внятно и просто (афористично), чтобы можно было запомнить на фоне других речей ярких ораторов. Предложения должны быть конкретны и реализуемы. Без этого внушенное вдохновение непременно угаснет, и смысл TED пропадет.
Разумеется в формате есть и отличия от научного доклада. Аудитория гораздо больше, чем бывает на конференции. При этом Вы ее практически не видите, как и актеры в театре или ведущие на ТВ. Но они-то Вас видят и рефлекторно ожидают персональной реакции. Решение простое – переводить взгляд по пространству аудитории, на какое-то время останавливая его в определенной точке. Думаю, таких рекомендаций можно найти много в учебниках по технике сценодвижения.
Энтузиазм вообще и в отношении активных действий на научных конференциях обычно выражен более слабо, чем на TED.
На что бы вы рекомендовали им обратить внимание в плане подготовке к такому выступлению?
1. Желание рассказать должно быть искренним. Если нет – лучше отказаться.
2. Владение содержанием должно быть свободным. Не должно чувствоваться «дна».
3. Избегайте определений, особенно оценочных. Больше существительных.
4. Тренируйте хронометраж.
Возможно, я что-то упустил.
Следите за новостями на сайте TEDxSadovoeRing, чтобы первым узнать о дате следующей конференции.